Суббота, 20.04.2024, 15:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Июль » 10 » Dassault-Breguet RAFALE Многоцелевой истребитель
13:13
Dassault-Breguet RAFALE Многоцелевой истребитель


По единодушному мнению специалистов, истребитель четвертого поколения "Рафаль" станет последним в Европе боевым самолетом (после шведского "Грипена"), созданным полностью в одной стране, в данном случае Франции. История его разработки восходит к середине 1970-х годов, когда ВВС и ВМС Франции приступили к оценке перспективного самолета, который должен заменить истребители, давно находящиеся в эксплуатации или готовящиеся поступить на вооружение. Французские ВВС рассматривали проект истребителя-бомбардировщика ACT, а моряки - палубного истребителя АСМ. С целью экономии средств оба вида вооруженных сил согласились выработать единые требования и выдать общий запрос на предложения.

Обязательными были требования к круглосуточной эксплуатации самолета в любую погоду и способности выполнять широкий спектр задач по борьбе с воздушными, наземными и надводными целями. К тому времени для выполнения подобных задач служила целая гамма самолетов - истребители-бомбардировщики SEPECAT "Ягуар", Дассо Авиасьон "Мираж" F1CT и "Супер Этандар", перехватчики "Мираж" 2000, "Мираж" F1C и Чанс-Воут F-8P "Крусейдер", разведчики "Мираж" F1CR и "Этандар" IVPM и носитель ядерного оружия "Мираж" 2000N. Будущий самолет должен был обладать сравнительно низкими эксплуатационными затратами в течение всего жизненного цикла за счет применения высокоэкономичных двигателей, увеличенного ресурса планера и силовой установки и быть простым в обслуживании.

Решить задачу снижения расходов на разработку истребителя можно было за счет объединения усилий европейских фирм. Заключенное между Францией, Великобританией, Германией и Италией соглашение о создании "евроистребителя" столкнулось с серьезной проблемой: участники не сошлись в значении взлетной массы. Франция хотела иметь самолет взлетной массой в классе 9000 кг, чтобы получить возможность эксплуатировать его с авианосцев. Остальные страны мечтали о самолете взлетной массой более 10000 кг. В результате Франция отказалась от сотрудничества и пошла своим путем, а ее несостоявшиеся партнеры продолжили сотрудничество, приведшее к рождению истребителя Еврофайтер "Тайфун".

Начатая во Франции программа создания истребителя четвертого поколения получила условное обозначение АСХ. Она предусматривала постройку демонстрационного истребителя "Рафаль" А, на котором планировалось отработать необходимые технологии. В декабре 1985 г. на заводе "Дассо Авиасьон" в парижском пригороде Сен-Кло в присутствии ныне покойного авиаконструктора Марселя Дассо состоялась презентация демонстратора "Рафаль" А, окрашенного полностью в ярко-белый цвет. После этого его ускоренно стали готовить к летным испытаниям, которые начались 4 июля 1985 г. в ЛИЦ фирмы "Дассо Авиасьон" в Истре на юго-востоке Франции недалеко от Марселя. Чтобы снизить технический риск, на этом самолете было решено установить два ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-400, хорошо зарекомендовавших себя на американских истребителях Макдоннелл-Дуглас F/A-18A/B "Хорнит". Предназначенные для "Рафаля" двигатели SNECMA M88-2 еще не были готовы. Самолет "Рафаль" А был выполнен по схеме "утка" с цельноповоротным ПГО, треугольным крылом и цифровой ЭДСУ. В сентябре 1986 г. он с успехом демонстрировался на авиационно-космической выставке в Фарнборо. В конце февраля 1990 г. начались летные испытания истребителя, на котором вместо левого F404 установили двигатель М88-2. С такой комбинированной силовой установкой в мае 1990 г. демонстрационная машина без использования форсажа совершила сверхзвуковой крейсерский полет со скоростью, соответствующей числу М=1,4. В январе 1994 г. "Рафаль" А был списан, всего он выполнил 865 полетов.

С падением "Берлинской стены" и распадом Советского Союза программа разработки истребителя претерпела серьезные изменения, вызванные значительным сокращением военного бюджета Франции и реорганизацией ВВС. Результатом этого стало снятие с вооружения истребителей "Мираж" 5F и принятие решения о модернизации 55 перехватчиков "Мираж" F1C в истребители-бомбардировщики "Мираж" F1CT. Финансирование разработки будущего истребителя было сокращено, а командование ВВС в качестве первоочередной задачи занялось модернизацией перехватчиков "Мираж" 2000С в вариант 2000-5F.

Тем не менее, проектирование нового истребителя продолжалось. Для удовлетворения потребностей в решении различных задач (ПВО, завоевание превосходства в воздухе, ударные операции с помощью высокоточного оружия, применение тактического ядерного оружия и разведка) ВВС требовались два варианта истребителя "Рафаль": одноместный "Рафаль" С (буква "С" первая во французском слове "chasseur", означающее "истребитель") и двухместный "Рафаль" В (буква "В" первая в слове "biplace", что по-русски означает "двухместный").

В мае 1991 г. в ЛИЦ в Истре начались летные испытания опытного истребителя "Рафаль" С01, выкрашенного полностью в черный цвет. На постройку второй опытной машины не хватило денег.

Опытный С01 заметно отличался от демонстрационного экземпляра. При сохранении внешнего облика он был меньше и легче. Были также предприняты конструктивные мероприятия по снижению ЭПР, в частности, скругленные зализы стыка крыла с фюзеляжем, позолоченное остекление фонаря кабины экипажа, измененная конструкция хвостовой части фюзеляжа, использование РПМ и т. д. Определенную роль в снижении ЭПР и уменьшении массы конструкции сыграло более широкое применение композитов. На самолете "Рафаль" С01 консоли ПГО были изготовлены из титана методом диффузионной сварки, а в конструкции крыла нашли применение углепластики.

Конструкторам "Дассо Авиасьон" удалось создать сравнительно простой истребитель с нерегулируемыми воздухозаборниками и без воздушных тормозных щитков, упростив, таким образом, техобслуживание. В то же самое время фирме "Дассо Авиасьон" удалось впервые применить ряд технических новшеств, например, полностью дублированную гидравлическую систему с рабочим давлением 350 кгс/см2 и генераторы с переменной частотой, позволяющие повысить надежность и безопасность эксплуатации. В настоящее время эти новинки применяются на двухпалубном дальнемагистральном авиалайнере Эрбас А380.

Подобно "Миражу" 2000, истребитель "Рафаль" должен был по условиям эксплуатации соответствовать стандартам НАТО. Проектировщики с самого начала жестко увязывали конструкцию самолета с "натовскими" стандартами STANAG. Поэтому все выпускаемые истребители "Рафаль" полностью интегрированы в НАТО. Например, его радиооборудование совмещено с системой защиты "Хэйв Квик", а система заправки топливом в полете позволяет стыковаться с принятой в НАТО системой заправки типа "шланг - конус". Средства опознавания и система распределения информации об отказах (MIDS-LVT) проектировались при участии специалистов НАТО. Чтобы "Рафаль" мог нести авиационное вооружение, используемое в странах НАТО, все его 14 внешних узлов подвески отвечают соответствующим стандартам. Это было подтверждено во время испытаний на истребителе КАБ GBU-12.

Предполагалось, что самолет будет нести обычные бомбы Мк.82, Мк.83 и Мк.84, а также КАБ GBU-22/24 "Пейвуэй" 111 с лазерным наведением.

Самолет "Рафаль" С01 использовался в основном для исследований области летных режимов с целью ее расширения и двигателей М88-2. Позже на нем испытывалось вооружение (стрельбы из пушки и пуски ракет класса "воздух - воздух" "Мажик" 2), а также отрабатывался интерфейс "человек - машина". Одно время казалось, что самолет С01 устарел и его можно списать. Однако его сохранили для проведения испытаний опытного ТРДДФ SNECMA M88-3.

Принятие в середине 1980-х годов двухместного истребителя-бомбардировщика "Мираж" 2000N, способного нести ядерное оружие, показало, что ВВС Франции остро заинтересованы в тактических двухместных истребителях. Первоначально предполагалось приобрести 25 двухместных самолетов "Рафаль" В для учебно-тренировочных целей. Война в Персидском заливе показала, что двухместные истребители в большей степени адаптированы к ударным операциям. Нагрузка на летчиков одноместных "Ягуаров" и "Миражей" F1 была чрезвычайно высокой, особенно в неблагоприятных метеоусловиях. Применение двухместных машин "Мираж" 2000N и 2000D в ударных операциях подтвердило правильность распределения обязанностей между летчиком и оператором систем вооружения. Первый полет единственного опытного двухместного истребителя "Рафаль" В01 состоялся в апреле 1993 г. Он использовался для испытаний системы управления оружием, включая БРЛС RBE2 и систему "Спектра". С него также выполнялись сбросы различного вооружения. Самолет часто летал с тремя ПТБ емкостью по 2000 л, двумя тактическими КР "Апаш" или SCALP/"Шторм Шэдоу" и четырьмя управляемыми ракетами класса "воздух - воздух". В такой конфигурации он показывался на различных авиационных выставках, где наглядно демонстрировал высокую маневренность с таким набором подвесок. По сравнению с одноместным "спарка" была тяжелее на 350 кг, но при этом имела уменьшенный на 400 л запас топлива. Истребитель В01 представлял собой нормальную боевую машину. Оборудование в обеих кабинах было одинаковым, поэтому выполнять поставленное задание мог и летчик, и оператор систем вооружения. Но в реальности обязанности членов экипажа распределялись следующим образом: летчик работал по воздушным целям, а оператор - по наземным.

Как уже говорилось, ВМС Франции хотели получить новый палубный истребитель для замены устаревших самолетов "Этандар" IVPM и F-8P "Крусейдер", а также сравнительно свежую машину "Супер Этандар". Одно время серьезно рассматривалась возможность покупки в США истребителей F/A-18C/D "Хорнит", но окончательно остановились на самолете собственной разработки. Однако отсутствие финансирования проектирования палубного варианта заставило командование ВМС заняться модернизацией истребителей "Крусейдер", чтобы сохранить систему ПВО авианосной группы.

Одноместный палубный истребитель "Рафаль" сохранил высокую степень унификации со своим сухопутным собратом, хотя в его конструкцию внесли различные изменения, необходимые для корабельной эксплуатации. При этом крыло оставили нескладывающимся. С одной стороны, это дало экономию в массе конструкции, но с другой стороны, ограничило число базирующихся самолетов. Однако больших проблем это не вызвало, так как по размерам атомный авианосец "Шарль де Голль" превосходит находившиеся ранее в составе ВМС Франции авианосцы "Фош" и "Клемансо". Палубный вариант получил название "Рафаль" М. Он имеет усиленную конструкцию планера, тормозной гак в хвостовой части фюзеляжа, более прочное шасси, позволяющее выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке на палубу, встроенную выдвижную лестницу для посадки в кабину и т. д. На конце киля разместилась система "Телемир", которая обеспечивает обмен данными между бортовой инерциальной навигационной системой и навигационным оборудованием авианосца. Самолет также оснащен микроволновой системой автоматической посадки на палубу. Значительной доработке подверглась передняя опора шасси: она стала длиннее, в результате чего самолет при стоянке на палубе заметно задирает нос. Для обеспечения возможности эксплуатации на американских авианосцах устройство сцепления передней опоры шасси такое же, как и на палубных истребителях ВМС США. В результате всех конструктивных доработок истребитель "Рафаль" М стал на 500 кг тяжелее, чем самолет "Рафаль" С. Тем не менее увеличение массы планера оказалось меньше, чем предполагалось ранее.

После углубленных исследований руководство ВМС Франции приняло решение включить в план закупок двухместный палубный истребитель "Рафаль" N. Он должен иметь очень высокую степень унификации с одноместным "Рафалем" М, но нести меньше топлива (4485 кг против 4700 кг). Приступив к разработке самолета, разработчики фирмы "Дассо Авиасьон" поняли, что придется вносить изменения в конструкцию машины. Чтобы выкроить место для размещения и в без того уплотненном фюзеляже дополнительного оборудования пришлось снять встроенную пушку ЗОМ 791. Были также усилены шарнирные узлы крепления фонаря кабины экипажа для того, чтобы выдерживать сильный ветер над палубой авианосца.

Еще во время летных испытаний демонстрационный истребитель "Рафаль" А выполнил серию пролетов над палубой авианосца "Клемансо", имитируя заход на посадку. Через некоторое время этот самолет, не приспособленный для корабельной эксплуатации, проделал такие же эволюции над палубой "Фоша". В первой половине декабря 1991 г. начались летные испытания опытного палубного истребителя "Рафаль" М01.
Категория: Истребители | Просмотров: 2017 | | Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]