Пятница, 19.04.2024, 19:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Июль » 10 » SAAB JA.37 VIGGEN Многоцелевой истребитель
13:17
SAAB JA.37 VIGGEN Многоцелевой истребитель


Последней, наиболее совершенной модификацией "Виггена" стал всепогодный истребитель-перехватчик JA-37 (╧37301-37449), неофициально называемый "Яктвиггеном" ("Виггеном-охотником"). Машина, к исследованию облика которой приступили во второй половине 1960-х гг., предназначалась для обеспечения ПВО территории Швеции совместно с ЗРК "Хоук" и "Бландхаунд". Первоначально создание истребителя-перехватчика третьего поколения не было поддержано МО Швеции - считалось, что для борьбы с бомбардировщиками противника (при нейтральном статусе страны ни для кого, впрочем, не было секретом, что под потенциальным противником понимался, в первую очередь, Советский Союз) могут быть с успехом использованы модернизированные сверхзвуковые перехватчики "Дракен". Однако к началу 1960-х гг. "картина угрозы" радикально изменилась - вместо самолетов типа МиГ-17, Ил-28, Су-7Б и Як-28 в СССР появились более мощные тактические ударные машины МиГ-23Б, Су-17 и Су-24, способные эффективно действовать на предельно малых высотах. Это потребовало и "адекватного ответа", заключающегося в первую очередь в создании нового высокоэффективного маловысотного истребителя-перехватчика.

Разработка перехватчика началась в октябре 1972 г. При создании JA-37 была усилена конструкция планера (что было обусловлено повышенными требованиями к возможности ведения ближнего маневренного воздушного боя с высокими перегрузками). В частности, конструкторы увеличили жесткость крыла перехватчика. Были применены более мощные приводы элевонов.

Применение более мощного пушечного вооружения, а также более тяжелой БРЛС обусловило возрастание взлетной массы (в конфигурации для ведения воздушного боя) почти на 1 т. Для самолета был создан новый, более мощный двигатель, конструкция которого обеспечила предотвращение появления помпажа во всем диапазоне "штатных" полетных режимов.

Для ведения ближнего маневренного воздушного боя фирма СААБ вела работы по созданию ракеты СААБ 372, снабженной тепловой головкой самонаведения (ТГС) с блоком цифровой обработки сигналов. Однако в дальнейшем предпочтение было отдано американской ракете AIM-9L "Сайдуиндер".

Вместо аналогового на истребителе-перехватчике был применен цифровой автопилот с одним процессором, а вместо доплеровской навигационной системы была применена инерциальная навигационная система (ИНС), позволяющая существенно повысить точность и помехоустойчивость навигации.

Информационно-управляющее поле кабины летчика, контроль за работой которого осуществлялся посредством цифрового процессора, включало три основных компонента: индикатор на лобовом стекле (ИЛС), радиолокационный индикатор, а также монохромный индикатор тактической обста-новки на ЭЛТ, выдающий информацию на фоне электронной карты местности. Самолет было решено оснастить аппаратурой передачи данных в цифровой форме, с помощью которой осуществлялось автоматическое наведение на цель по командам с земли. В системе связи БЦВМ осуществляла автоматический просмотр всех частотных каналов с целью обнаружения одного из них, обеспечивающего наилучшие условия приема.

Первый полет опытного охотника, переоборудованного из AJ-37, состоялся 4 июня 1974 г. На машине были установлены усовершенствованный двигатель RM8B с тягой, увеличенной на 10%, увеличенный киль от Sk.37, усовершенствованное БРЭО и вооружение. Основным внешним отличием самолета стало то, что он получил складывающийся на земле киль.

Первый предсерийный JA-37 поднялся в воздух 15 декабря 1975 г., а серийная машина совершила первый полет 4 ноября 1977 г. Поставки самолетов ВВС Швеции начались в 1979 г. и завершились в июне 1990 г. ВВС Швеции получили 149 истребителей этого типа.

Для оснащения "Яктвиггена" в 1978 г. Швеция подписала контракт стоимостью 60 млн. фунтов стерлингов на приобретение ракет класса "воздух-воздух" средней дальности "Скайфлэш" (в английских ВВС эти ракеты поступили на вооружение истребителей-перехватчиков "Торнадо" АDV). По оценке шведских специалистов, во второй половине 1970-х гг. "Скайфлэш" являлась наиболее совершенной УР в своем классе на Западе. Подписанию контракта предшествовали двухлетние работы по интеграции истребителя JA-37 и ракеты. В соответствии с контрактом фирма СААБ стала субподрядчиком ВАЕ, производя некоторые компоненты УР. В то же время поставку моноимпульсных головок самонаведения обеспечивала английская фирма Маркони.

JA-37 получил и более мощное пушечное вооружение - 30-мм орудие "Эрликон" КСА, обеспечивающее снаряду массой 360 г начальную скорость 1050 м/с при скорострельности 1350 выстр./мин.

К началу 2001 г. ВВС Швеции располагали 48 истребителями-бомбардировщиками, 47 разведчиками, 134 истребителями-перехватчиками и 15 УТС типа "Вигген".

В ходе испытаний и эксплуатации самолеты типа "Вигген" продемонстрировали высокие характеристики управляемости и маневренности во всем диапазоне скоростей полета, при всех вариантах внешних загрузок. Во всех вариантах боевого применения истребитель имеет длину разбега и пробега не более 1000 м. Под-готовка к повторному вылету занимает не более 10 минут, трудоемкость обслуживания составляет 20-23 чел/ч на один час полета.

В отличие от своих "сверстников" по третьему поколению - МиГ-23 и "Мираж" F-1 - "Виггену" не довелось принять участия в вооруженных конфликтах. Самым крупным "сражением" было его участие в международном конкурсе 1974-1975 гг. в рамках НАТО - ВВС Бельгии, Дании, Норвегии и Нидерландов требовался новый многоцелевой истребитель для замены самолета Локхид F-104G "Старфайтер". Экспортный вариант самолета JA-37 получил обозначение 37Е "Еврофайтер". Ему противостояли самолеты Дассо "Мираж"F-1Е и Дженерал Дайнэмикс F-16А (последний существовал тогда лишь в виде опытно-демонстрационной машины, на которой еще отсутствовали комплекс вооружения и другое оборудование). По итогам конкурса, проходившего весьма драматично, предпочтение было отдано американской машине.

Однако первой попыткой продвинуть, ."Вигген." на международный рынок стали контакты с министерством обороны Великобритании о возможности закупки ."Виггена.". На ."англизированном." варианте ."Виггена.", имеющем увеличенные размеры, предполагалось установить двигатель Роллс-Ройс ."Эвон." или Бристоль Сиддли ."Олимп." (обеспечивающий достижение скорости, соответствующей 2.5М) и разместить дополнительные топливные баки. Рассматривалась возможность постройки новых истребителей на английских предприятиях или возможность их совместного производства с окончательной сборкой в Швеции. Однако планы приобретения "Виггена" для ВВСВеликобритании не получили дальнейшего, развития. Приоритет был отдан реализации программы Панавиа "Торнадо".
Категория: Истребители | Просмотров: 1786 | | Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]