Четверг, 18.04.2024, 10:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Июль » 10 » SAAB JAS.39 GRIPEN Многоцелевой истребитель
13:18
SAAB JAS.39 GRIPEN Многоцелевой истребитель


С 1990-х годов но вооружение ВВС ряда европейских стран стали поступать истребители нового поколения. К их разработке приступили в 1980-х годах с целью не только уменьшить зависимость от экспорта американских самолетов, но и продемонстрировать возможность европейской авиационной промышленности создавать современные боевые самолеты, способные оказать конкуренцию американским изделиям.

Шведская фирма SAAB спроектировало истребитель JAS 39 "Грипен", во Франции фирма "Дассо Авиасьон" создавало истребитель "Рафаль" (хотя некоторое время участвовала в разработке европейского истребителя EFA), а европейский консорциум "Еврофайтер" - истребитель EF2000. Первым на вооружение в 1994 г. стол поступать истребитель "Грипен", в мае 2001 г. официально был принят на вооружение самолет "Рафоль", а в июне 2003 г. - истребитель EF2000 "Тайфун". Первоначально самолеты поставлялись тем странам, которые участвовали в их разработке. В последнее время истребители "Грипен", "Рафаль" и "Тайфун" успешно вышли но внешний рынок.

SAAB JAS 39 "Грипен" впервые совершивший полет в 1988 г., в настояшее время является основой истребительной авиации ВВС Швеции, заменив старые самолеты "Вигген". Спроектированный в соответствии с требованиями шведских ВВС как истребитель четвертого поколения, "Грипен" со временем превратился в эффективный многоцелевой боевой самолет поколения "4++", способный выполнять задачи ПВО, уничтожать наземные и надводные цели и вести разведку.

Фирма SAAB, основанная в апреле 1937 г., за время своего существования разработала 13 различных типов истребителей и построила свыше 4000 самолетов, большинство из которых соответствовало специфическим требованиям ВВС Швеции. Давняя шведская политика вооруженного нейтралитета существенно отразилась но формировании национальной авиационной промышленности, не опиравшейся на иностранные технологии. Фирма SAAB разработала все основные боевые самолеты, поступившие на вооружении ВВС Швеции с середины 1950-х годов. Среди них такие известные истребители как J32 "Лансен", J35 "Дракэн" и J37 "Вигген". В настоящее время Швеция является, возможно, самой небольшой страной, способной создавать современные боевые самолеты, незначительно уступающие аналогичным истребителям, спроектированным ведущими авиационными странами.

Характерной чертой шведских истребителей является их максимальная приспособленность к условиям Скандинавии с ее ограниченными равнинными пространствами и суровым климатом. Самолеты отличаются высокими взлетно-посадочными характеристиками, дающими возможность взлетать с коротких ВПП и отдельных участков автострад, невосприимчивостью к сильным морозам и снегопадам, простотой технического обслуживания, в результате чего с самолетами может работать менее квалифицированный наземный персонал.

Программа, которая привела к появлению истребителя "Грипен", зародилась в начале 1970-х годов, когда ВВС Швеции начали задумываться над будущим своей боевой авиации. В течение 1960-х годов в вооруженных силах Швеции прошла реструктуризация, в результате которой существенно сократился истребительный парк. На это пришлось пойти из-за роста стоимости закупки новых самолетов. В 1972 г. впервые была высказана идея разработки нового самолета, призванного в будущем заменить истребители AJ 37 "Вигген", оказавшиеся слишком дорогими, и учебно-тренировочные самолеты (УТС) SAAB 105. Сторонники этой идеи отстаивали ее до 1975 г.

В конце концов, в 1976 г. фирма SAAB приступила к разработке легкого околозвукового УТС B3LA и ударного самолета А20, представлявшего собой вариант истребителя "Вигген". Работа над проектом самолета B3LA показала, что его основной задачей могут стать ударные операции, а использование его в качестве УТС стала рассматриваться как второстепенная задача. Для переоборудования самолета B3LA из учебно-тренировочного в штурмовик и обратно требовалось несколько часов.

Силовая установка самолета должна была состоять из одного ТРДД Дженерал Электрик F404. В конструкции самолета планировалось использовать сверхкритическое крыло, почти 25% деталей планера должны изготавливаться из композиционных материалов, главным образом армированных стеклопластиков. На крыле располагались четыре узла для подвески контейнеров с пушками, бомб и управляемых ракет (УР) класса "воздух - поверхность". На концах крыла находились направляющие для УР класса "воздух - воздух". Предусматривалась встроенная 30-мм пушка. В передней части фюзеляжа располагался теплопеленгатор (FUR), что давало возможность поражать танки с помощью ракет с тепловым самонаведением. Самолет B3LA должен был обладать высокой живучестью, маневренностью и сравнительно небольшими размерами, эксплуатироваться с неподготовленных ВПП или участков шоссейных дорог. Нормальная взлетная масса должна была быть в пределах 8000 - 9000 кг.

Первый полет самолета B3LA планировался на вторую половину 1979 г., а принятие на вооружение -в 1982 - 1983 гг. Но в августе 1978 г., несмотря на то, что был готов макет самолета и началась разработка некоторых его систем, появились предложения аннулировать его программу. Вместо нее предлагали совместно с Италией принять участие в создании легкого ударного самолета АМХ. Однако проведенные переговоры в конце 1978 г. закончились безрезультатно.

В феврале 1979 г. положение дел полностью изменилось. Недавно избранное правительство Швеции закрыло разработку самолета B3LA, посчитав ее слишком дорогой. Были также прекращены все работы по ударному самолету А20.

Фирма SAAB попыталась отстоять проекты самолетов B3LA и А20 за счет их удешевления. Появился проект ударного самолета А38. Самолет А38 имел высокорасположенное крыло (размах 10 м, площадь 22.3 м2) с умеренной стреловидностью и силовую установку, состоящую из одного ТРДД Роллс-Ройс RB199 тягой 3860 кгс. Доля композиционных материалов (армированных стеклопластиков) составляла около 20%. Под крылом имелось четыре узла для подвески ракетного и бомбового вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки - 3000 кг, максимальная масса топлива во внутренних баках - 1500 кг. Расчетная максимальная взлетная масса - 8625 кг. На основе ударного самолета предлагался проект УТС Sk 38.

Верховный главнокомандующий вооруженными силами Швеции генерал Ленарт Юнг поддержал проект самолета А38, поскольку в военном бюджете появились средства, которые могли быть направлены на разработку самолета. В случае нехватки средств Л. Юнг предложил рассмотреть возможность закупки самолетов за рубежом. В марте 1979 г. правительство Швеции заявило, что разработка самолета А38 приведет к неприемлемому увеличению военных расходов, и окончательно аннулировало его создание.
Категория: Истребители | Просмотров: 1864 | | Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]