19:38 Grumman F-14 BOMBCAT Палубный многоцелевой ударный истребитель | |
Многие люди из Пентагона и конгресса США очень быстро понялиущербность "Томкэта" в качестве многоцелевого истребителя, при этом вовсе не умаляя его способность осуществлять ПВО авианосного соединения на дальних рубежах. Наряду с чисто техническими проблемами особую тревогу вызывала слишком высокая цена перехватчика. Один "Томкэт" стоил столько же, сколько четыре отнюдь не самых дешевых "Фантома", причем "Фантом", в отличие от F-14, был "мастером на все руки", способным и крылатые ракетысбивать (теоретически), и воздушный бой вести (правда, не всегда удачно), и удары по наземным целям наносить. Конечно, никто не ставил вопрос о продлении срока службы F-4 в качестве альтернативы принятию на вооружение "Томкэта". Конкурент у F-14 был куда более серьезный: в июле 1971 г. Пентагон инициировал изучение возможности базирования на авианосцах истребителей F-15. Тогда фирме Грумман при поддержке вице-адмирала Коннели удалось сравнительно легко отстоять "Томкэт". Новая дискуссия развернулась в марте 1973 г.; вновь на палубы авианосцев продвигали F-15N (N - NAVY, ВМС США). Фирме Грумман пришлось туго. Спешно в противовес F-15 были представлены проекты модернизации "Томкэта" в F-14B/C/D. "Иглы" так и не появились на авианосцах, но "Томкэтам", тем не менее, пришлось потесниться: дискуссия оказала влияние на развитие авиации ВМС, стимулировав работы по многоцелевому истребителю F-18 "Хорнит". Таким образом, ВМС, как и ВВС США пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении смешанный парк истребителей: дорогих и сложные-F-14, F-15) наряду с более простыми и дешевыми (F-18, F-16). Возможности "Томкэта" по ведению воздушного боя были, конечно, недостаточными, зато самолет обладал и неиспользованными резервами тактического применения, прежде всего в качестве разведчика и ударного самолета. В 1980-81 гг. 49 самолетов F-14 оборудовали подвесными контейнерами тактической разведывательной системы TARS (Tactical Airborne Reconnaissance Pod System), располагаемой на левом заднем под-фюзеляжном узле подвески УР ╚Феникс╩ (в этом случае подвеска ракет не правое задаем узле не производится). В контейнере (масса около 800 кг, длина 5,27м и максимальная ширина 0,67 м) размещаются один кадровый АФА KS-87B для плановой и перспективной съемок, один АФА КА-99 для панорамной съемки с малых высот, ИК станция AN/AAD-5 с линейным сканированием и система записи полетных данных AN/ASQ-172. В каждой ааиаэскадрилье системой TARPS оборудованы, как правило, три самолета. Для ее подвески и снятия требуется не более 30 мин. Исследования по изучению возможности применения F-14 в качестве ударного самолета начались в 1988 г., когда на полигоне ВМС Чайна Лэйк испытывались различные варианты бомбовой нагрузки самолета. После "Бури в Пустыне" в состав БРЭО самолета интегрировали подвесные контейнеры LANTIRN, обеспечивающие навигацию и применение оружия по наземным целям в полете ночью на малых высотах, а в состав подвесного вооружения включили бомбы с лазерным наведением. Доработанные таким образом F-14 получили название Bomcat. Первым подразделением, чьи "Томкэты" превратились в "Бомбкэты", стала в 1994 г. эскадрилья VF-103. Главное внешнее отличие "Бомбкэта" в оборудовании - установка в кабине 20-ти дюймового дисплея тактической обстановки и боковых ручек управления, разработанных еще по программе малозаметного палубного штурмовика А-12. ЛТХ: Модификация F-14 Bombcat Размах крыла, м максимальный 19.55 минимальный 11.65 Длина самолета, м 19.10 Высота самолета, м 4.88 Площадь крыла, м2 52.49 Масса, кг пустого самолета 18950 максимальная взлетная 33725 Масса топлива, кг внутренее 7350 ПТБ 1725 Тип двигателя 2 ТРДДФ General Electric F110-GE-400 Максимальная тяга, кН форсированная 2 х 120.10 нефорсированная 2 х 71.20 Максимальная скорость, км/ч 1990 (М=1.88) Крейсерская скорость, км,ч 765 Практический потолок, м 16150 Практическая дальность, км 2965 Боевая дальность, км 1994 Макс. эксплуатационная перегрузка 7,0 Экипаж, чел 2 Вооружение: встроенная 20-мм пушка М61А-1 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Боевая нагрузка - 6580 кг на 8 узлах подвески Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или УР большой дальности (до 185 км) AIM-54 Phoenix на специальных платформах. 4 УР ближней дальности AIM-9 Sidewinder Бомбовое вооружение: Mk.82 (BLU-111A/B), Mk.83 (BLU-110A/B), Mk.84, GBU-10, GBU-12, GBU-16, GBU-24, CBU-20, CBU-78, CBU-99, CBU-100, практические бомбы Mk.76, Mk.106, BDU-33, BDU-45, BDU-48 BDU-57 LGTR, кассетные бомбы и боеприпасы BRU-32, BRU-42, CCU-44, CCU-45, Mk.19, Mk.107, Mk.125, мины Mk.36, Mk.62, ПУ НУР: LAU-92, LAU-93/132 | |
|