Понедельник, 29.04.2024, 10:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Июль » 6 » СУ-27УБП Истребитель-перехватчик
09:20
СУ-27УБП Истребитель-перехватчик


Сокращение парка самолётов истребительной авиации и повышение требований к ним, большая протяжённость воздушных границ и небольшое число имеющихся на севере России аэродромов, а также нехватка воздушных командных пунктов и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения заставили конструкторов ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе учебно-боевого самолёта Су-27УБ.

Опыт эксплуатации одноместных машин показал, что в современном воздушном бою слишком высоки нагрузки на лётчика, вызванные необходимостью маневрирования и одновременного управления комплексом вооружения. Эта проблема была в полной мере применима и к Су-27. который, к тому же. обладая внушительными запасами топлива и. соответственно, большой продолжительностью полёта, был способен изрядно "измотать" пилота ещё до момента выполнения боевого задания.

Кроме того, современные возможности бортовых электронных комплексов столь обширны, что одному лётчику в маневренном бою физически трудно реализовать их в полной мере. Для его разгрузки требовался второй член экипажа, кабина которого имела бы дублирующие рычаги управления. Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта). Для этого вторую кабину требовалось оснастить индикатором тактической обстановки и другими приборами. Наличие второго члена экипажа (летчика-оператора) должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и психологических факторов, влияющих на экипаж в длительном полете При этом весьма насущной становилась необходимость установления на истребителе системы дозаправки топливом в воздухе

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей этими возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов Руководителем темы был назначен И В Емельянов, ныне Главный конструктор ОКБ Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения Непосредственным прототипом для разработки нового варианта истребителя-перехватчика послужил опытный самолет-лаборатория Т-10У-2, оснащенный системой дозаправки топливом в воздухе Дальние перелеты, осуществленные на этой машине в 1987-1988 годах убедили конструкторов в возможности улучшения боевых качеств серийного перехватчика Су-27П Для отработки новой концепции летом-осенью 1988 года на ИАПО, выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого (под руководством В Макрицкого) и местных специалистов были доработаны два учебно-боевых самолета иркутской постройки, получившие в ОКБ шифры Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе - изделие "10-4ПУ" Машины оснастили системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системами дистанционного управления (СДУ) и управления вооружением (СУВ) Оба самолета были окрашены в стандартный голубой цвет, причем первая из них имела синий бортовой номер "05". а вторая - синий "06".

Для выполнения ряда производственных операций по постройке новой модификации истребителя-перехватчика требовалось спроектировать и изготовить специальный инструмент Не менее трудным было размещение новых видов систем и оборудования в прежней "оболочке" серийного планера С этой задачей коллектив иркутских авиастроителей справился за полгода.

Уже осенью 1988 года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих образцов Прототипы новых машин облетывали летчики-испытатели ИАПО - Г Е Буланов, В Б Максименков, С В Макаров и Н Н Иванов Дальнейшие работы проводились в ЛИИ им М М Громова По аэродинамической компоновке новый перехватчик практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал практически все его летно-тактические характеристики и высокую надежность в эксплуатации По результатам летных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развертывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30.

Подготовка серийного производства поставила ряд серьезных проблем перед специалистами объединения Работы возглавили заместитель главного инженера по конструкции Ю П Фаберовский, главный технолог А А Образцов и начальник серийно-конструкторского отдела (СКО) В А Гудков Непосредственное общее руководство осуществлял главный инженер (будущий генеральный директор и президент ИАПО) А И Федоров Вылет первого серийного экземпляра Су-30 (серийный ╧ 01-01, заводской ╧ 79371010101) состоялся 14 апреля 1992 года (летчики-испытатели Г Е Буланов и В М Максименков) Большой вклад в испытания нового изделия внесли военный летчик-испытатель 1-го класса полковник В Подгорный (впоследствии удостоенный звания "Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации"), и летчики Л Г Смелый и А В Матушин.

Ценой больших усилий инженерных служб ИАПО, в особенности технологов агрегатно-сборочных и монтажно-испытательных цехов, а также конструкторов СКО был создан уникальный самолет В отличие от одноместных Су-27П серийный Су-30 предназначался для:

завоевания господства в воздухе,
дальнего патрулирования и сопровождения самолетов стратегической авиации,
радиолокационного дозора, наведения и управления,
обучения летного состава.
Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:

выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета,
более эффективному управлению группой истребителей
Расширение диапазона способностей на Су-30 обеспечивалось установкой следующих новых систем

системы дозаправки топливом в полете,
радиосистемы дальней навигации
расширенного состава аппаратуры управления групповыми действиями,
усовершенствованной системы жизнеобеспечения.
Категория: Истребители | Просмотров: 1009 | | Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]