20:07 Panavia TORNADO F.2 (ADV) Всепогодный дальний перехватчик | |
![]() В июле 1968 г. Великобритания, ФРГ и Италия заключили соглашение о разработке истребителя-бомбардировщика Tornado IDS для ВВС и ВМС своих стран. В том же году Великобритания, которой требовался дальний перехватчик, стала изучать возможность создания варианта такого самолета на основе истребителя-бомбардировщика Tornado. Главным назначением нового самолета должно было являться боевое патрулирование и перехват средних бомбардировщиков и разведчиков - Ту-22, Ту-22М и Су-24, представлявших наибольшую угрозу для Британских островов. Рабочее проектирование перехватчика Tornado ADV (Air Defence Variant - вариант самолета ПВО) было одобрено в марте 1976 г., первый полет опытного истребителя состоялся 27 октября 1979 г., а серийного самолета - 12 апреля 1984 г. Первые 18 истребителей, поставленные ВВС Великобритании к октябрю 1985 г., были выпущены в варианте Tornado F.2 с двумя двигателями RB.199 Mk.103. В июле 1986 г. начались поставки перехватчиков в варианте F.3 с двигателями RB.199 Mk.104 и усовершенствованным бортовым оборудованием. В дальнейшем на самолетах F.2 также предполагается установить БРЭО истребителя F.3 (без замены двигателей), после чего они получат обозначение F.2A. ВВС Великобритании заказано 173 самолета Tornado ADV (в том числе 52 - с двойным управлением). 24 истребителя закупила Саудовская Аравия (в том числе шесть - с двойным управлением). Состоит на вооружении ВВС Великобритании (поставлено 173 самолета) и Саудовской Аравии (24 самолета). Крупнейшим конфликтом, в котором приняли участие перехватчики Tornado ADV, была война в зоне Персидского залива. Однако использование самолета было весьма ограниченным (в отличие от ударного самолета Tornado IDS) и нерезультативным. Tornado ADV привлекались к патрулированию воздушного пространства над территорией Саудовской Аравии и Ирака, но не сбили ни одного иракского самолета. Особенности конструкции Конструкция на 80% аналогична исходному истребителю-бомбардировщику Tornado IDS. Основные отличия заключаются в удлинении на 1,96 м носовой части фюзеляжа (для размещения новой РЛС) и добавлении секции за кабиной экипажа для подфюзеляжной установки УР "Скайфлэш". Неподвижные части крыла продлены вперед, и их стреловидность возросла с 60 до 67' с целью увеличения хорды и компенсации смещения ЦМ самолета из-за удлинения фюзеляжа и увеличения массы РЛС. По сравнению с самолетом IDS запас топлива увеличен на 909 л за счет установки топливного бака в дополнительной секции фюзеляжа. В передней части фюзеляжа слева по борту расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе. Оборудование Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 "Фоксхантер" с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" 185 км и класса "истребитель" - 80 км. Станция способна обнаруживать и сопровождать на проходе до 12 целей.Самолет оснащен многорежимной импульсно-доплеровской РЛС GEC Эвионикс AI-24 "Фоксхантер" с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей класса "бомбардировщик" 185 км и класса "истребитель" - 80 км. Станция способна обнаруживать и сопровождать на проходе до 12 целей. Силовая установка. ТРДДФ RB.199-34R Mk.104 (2 х 7495 кгс). Вооружение. Одна встроенная пушка IWKA-Маузер (27 мм). - На подфюзеляжных узлах в полуутопленном положении подвешиваются четыре (по две тандемом) УР "Скайфлэш" класса воздух-воздух с полуактивной моноимпульсной ГСН. Ракеты могут поражать высоко и низко (до 75 м) летящие цели на дальности до 45 км в условиях интенсивных помех. - На каждом из подкрыльевых пилонов могут подвешиваться 1-2 УР AIM-9L "Сайдуиндер" с ТГСН. Модификации : Tornado F.2 первые серийные самолеты этого типа. 18 единиц были поставлены ВВС Великобритании в октябре 1985 г. Tornado F.3 самолеты с новыми двигателями RB 199 Mk.104 и усовершенствованным оборудованием. Выпущено в начале 90-х годов 197 единиц. Самолеты Tornado F.Mk3 поставлялись Саудовской Аравии (24 единицы) и продолжают находиться на вооружении ВВС Великобритании. ЛТХ: Модификация Tornado F.Mk.2 Размах крыла, м максимальный 13.91 минимальный 8.60. Длина самолета, м 18.68 Высота самолета, м 5.95 Угол стреловидности крыла, град минимальный 25 максимальный 67 Площадь крыла (при угле 25 град), м2 26,60 Масса, кг пустого снаряженного самолета 13600 максимальная взлетная 27210 Масса топлива, кг: во внутренних баках 5790 в ПТБ 5805 Тип двигателя 2 ТРДДФ Turbo-union RB199-34R Mk.101 Максимальная статическая тяга, кН форсированная 2 х 33.70 нефорсированная 2 х 66.01 Максимальная скорость, км/ч 2333 Крейсерская скорость, км/ч 1010 Радиус перехвата, км: при сверхзвуковой скорости 540 при дозвуковой скорости 1355 Продолжительность патрулирования до 2 часов Макс. эксплуатационная перегрузка 7,5 Экипаж, чел 2 Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка IWKA-Mauser (Mauser BK27) с 180 патронами. Боевая нагрузка - 8165 кг на 6 подвесках: 4 УР класса воздух-воздух Sky Flash 2 УР AIM-9L Sidewinder с ИК ГСН или до шести УР AIM-120 AMRAAM средней дальности. | |
|